суббота, 12 сентября 2015 г.

Игровые технологии в математике

"Учитесь мыслить, играя" - говорил известный психолог Е.Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления. Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников. Выготский П.С., Давыдов В.В, Ж. Пиаже установили, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии ребёнка. Уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка.
Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Главными путями реализации программы математического развития детей являются познавательные и развивающие игры (игровые занятия), а также самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы, развлечения, вечера досуга и т.д. 




Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Это пособие разработано венгерским психологом и математиком Дьенешем, прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В комплект игры входят карточки с условным указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Более того, используя блоки, можно развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Работа с блоками проходит в три этапа: 
1.      Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства.
2.      Развитие способности сравнивать предметы по свойствам.
3.      Развитие способности к логическим действиям и операциям.

Игры и упражнения, за исключением 3-ей группы, не адресуются конкретному возрасту. В процессе изучения системы работы с Блоками Дьенеша стало ясно сразу, что их можно использовать в работе с детьми младшей группы, поскольку блоки представляют собой эталоны цвета, формы, размера. Интерес к играм с Блоками Дьенеша и Палочками Кюизенера значительно возрос, вышло несколько интересных изданий – пособий, в которых авторы представили множество разнообразных игр с этим материалом. Их использование помогает разнообразить содержание развивающей среды, сделать более увлекательными занятия.

Игры с Палочками Кюизенера тоже заняли прочное место в развивающей среде. С математической точки зрения палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования). Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. К выводу, что число появляется в результате счёта и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

Кроме игр и упражнений с логическими блоками и Палочками Кюизенера широко использую в работе Кубики Никитина, головоломки типа "Пифагор". Чтобы не угасал детский интерес к этим увлекательным интеллектуальным занятиям, можно придать им неожиданную форму. Например, напольный вариант "Пифагор" и "Сложи узор" (кубики Никитина). Необычный вариант знакомой привычной игры очень заинтересовал детей и вызвал новый поток воображения и фантазии.

Проведение игровых занятий – один из главных путей реализации программы математического развития, предложенный "Детством". Поскольку главной технологией программы "Детство" является игровая технология, то и в занятии основное место занимает игра, можно сказать, занятие и есть игра, так как сама структура занятия представляет собой несколько развивающих игр, отличающихся по сложности и степени подвижности, связанных по содержанию. Обязательна игра на развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, обобщать; освоение практических способов уравнивания, группировки, воссоздания и др. Содержание, подлежащее освоению: практические виды деятельности, доступные ребёнку: сравнение, преобразование, воссоздание, счёт, измерение, вычисления, комбинирование, моделирование и др.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

Мною был составлен перспективный план занятий по математическому развитию детей во всех возрастных группах, по проведению игр с логическими блоками Дьенеша, Палочками Кюизенера.

Два года назад наша игротека в Комнате Умных игр пополнилась серией развивающих игр Воскобовича. Эти игры легко вписываются в любую форму планирования. В комнате развивающих игр появился Волшебный Фиолетовый лес и его сказочные обитатели. Перспективный план математического развития детей дополнился играми: Прозрачные льдинки, Волшебная восьмёрка, Квадрат Воскобовича, Цветик – самоцветик, Геоконт, Коврограф. Красивая сказочная ширма придала особую привлекательность и без того интересной комнате умных игр.

Много времени было уделено организации игр в свободное время. Все игры условно разделила по временным отрезкам режима дня в детском саду.

Например, ситуации "ожидания" между режимными моментами, паузы после игр большой физической нагрузки можно использовать для проведения игр «Умные минутки». Такие игры проводятся со всеми детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития. Это могут быть словесно-логические игры и упражнения типа: 
1.      Узнавание предметов по заданным признакам.
2.      Сравнение двух или более предметов.
3.      Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
4.      Логические задачи
5.      Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.
6.      по рисунку или по содержанию, изложенному в стихотворении

"Мудрёные" вопросы: 
·         У стола могут быть 3 ножки?
·         Бывает небо под ногами?
·         Ты да я, да мы с тобой – сколько нас всего?
·         Почему снег белый?
·         Почему лягушки квакают?
·         Дождик может быть без грома?
·         Можно левой рукой достать правое ухо?
·         Может быть у клоуна грустный вид?
·         Как называет бабушка дочку своей дочки?
·         Можно зимой ходить в трусиках?

Логические концовки: 
·         Если стол выше стула, то стул…(ниже стола)
·         Если два больше одного, то один…(меньше двух)
·         Если Саша вышел из дома раньше Серёжи, то Серёжа…(вышел позже Саши)
·         Если река глубже ручейка, то ручеёк…(мельче реки)
·         Если сестра старше брата, то брат…(младше сестры)
·         Если правая рука справа, то левая…(слева)

Загадки, считалки, пословицы и поговорки, задачи-стихи, стихи-шутки

Подобные игры и игровые упражнения дают педагогу возможность проводить время с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть.

В утренние и вечерние отрезки времени организуем как игры, направленные на индивидуальную работу с детьми с низкими показателями развития и, наоборот, игры для одарённых детей, так и общие сюжетно-ролевые, инсценирования стихов с математическим содержанием. В программе "Детство" основными показателями интеллектуального развития ребёнка являются показатели развития таких мыслительных процессов, как сравнение, обобщение, группирование, классификация. Дети, испытывающие затруднения в выборе предметов по определённым свойствам, в их группировании обычно отстают в сенсорном развитии (особенно в младшем и среднем возрасте). Поэтому игры для сенсорного развития занимают большое место в работе с этими детьми и. как правило, дают хороший результат.

. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики: Ф.Фребель, М. Монтессори, О.Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии: Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина справедливо считали, что умение детей воспринимать предмет, его качество, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из важных сторон дошкольного воспитания.

Кроме традиционных игр, направленных на сенсорное развитие, очень эффективны игры с Блоками Дьенеша. Например, такие: 
·         Сделай узор. Цель: развивать восприятие формы
·         Воздушные шары. Цель: обратить внимание детей на цвет предмета, учить подбирать предметы одинакового цвета
·         Запомни узор. Цель: развивать наблюдательность, внимание, память
·         Найди свой домик. Цель: развивать умение различать цвета, формы геометрических фигур, формировать представление о символическом изображении предметов; учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.
·         Пригласительный билет. Цель: развивать умение детей различать геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру.
·         Муравьи. Цель: развивать умение детей различать цвет и размер предметов; формировать представление о символическом изображении предметов.
·         Карусель. Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление; упражнять в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету, величине, форме.
·         Разноцветные шары. Цель: развивать логическое мышление; учить читать кодовое обозначение логических блоков.

Дальнейший порядок игр определяется усложнением: развитием умений сравнивать и обобщать, анализировать, описывать блоки с помощью символов, классифицировать по 1-2 признакам, кодировать геометрические фигуры через отрицание и т.д. Эти и дальнейшие усложнения переводят игры в разряд игр для одарённых детей. В этот же разряд могут перейти и сами «отстающие» дети, благодаря внимательному и грамотному отношению педагога к успехам малышей и их проблемам. Важно вовремя осуществить необходимый переход детей на следующую ступень. Чтобы не передержать детей на определённой ступени, задание должно быть трудным, но выполнимым. Для работы с одаренными детьми используем игры и упражнения А.З. Зак и Гоголевой Одинаково хороши для обеих выше упомянутых категорий детей Кубики Никитина. Все выше перечисленные игры и пособия имеются в необходимом для проведения занятий и игр количестве в математической комнате. Кроме того, в группах используются данные игры в разных (плоском и объёмном) вариантах.

Хочется обратить внимание на то, что, как известно, развитие словесно-логического мышления является в дошкольном возрасте лишь сопутствующим, а вот игры с Блоками Дьенеша и Палочками Кюизенера очень эффективно способствуют развитию этого типа мышления, т.к. в процессе этих игр и упражнений дети могут свободно рассуждать, обосновывать правомерность действий в результате собственного поиска, манипуляций с предметами.

Таким образом, стараясь учесть интересы каждого ребёнка в группе, стремясь создать ситуацию успеха для каждого с учётом его достижений на данный момент развития, мы с воспитателями определили требования к развивающей среде в каждой группе: 
·         Наличие игр разнообразного содержания – для предоставления детям права выбора
·         Наличие игр, направленных на опережение в развитии (для одарённых детей)
·         Соблюдение принципа новизны – среда должна быть изменчивой, обновляемой – дети любят новое
·         Соблюдение принципа неожиданности и необычности.

Ничто так не привлекает детей, как необычного вида коробка, игрушка, персонаж. Например, появление в уголке Палочкина-Считалочкина, Гнома Тик-Так, Вини-Пуха (герои занятий по математическому развитию), Кубарика, необычных картинок, удивительно напоминающих недавно изученные цифры; Коробки-Щупалки, сундука с сокровищами пиратов с предыдущего занятия; карты нахождения клада; письмо от персонажей занятий Пина и Гвина с очередной геометрической головоломкой и т.д.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий