В развитии ребенка третьего года жизни главной фигурой
является взрослый, ибо дети во многом еще зависят от него.
Маленькие дети не
могут познавать мир, если взрослые не объясняют им постоянно смысл того, что они видят и слышат. Например, пожарная машина останется шумной, пугающей, непонятной вещью,
пока взрослый не объяснит, что это машина, которая с пожарными спешит тушить пожар. Называйте предметы, описывайте
и объясняйте ребенку происходящие события.
Без помощи взрослого
ребенок еще не может справиться и со многими
бытовыми проблемами. Например, он может самостоятельно раздеться, но
одевание удается не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже
могут, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют. Столь же трудны и
некоторые моменты туалета. Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем
самым вы создаете у него чувство уверенности и защищенности — основу психологического комфорта.
В своих маленьких
делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные
ситуации: то больно коленку ушиб, то мяч закатился — не достать, то
сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу. Во
всех случаях ребенок ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у
взрослого.
Ребенок, как и любой
человек, нуждается в поддержке и одобрении
своих маленьких начинаний и свершений. Ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого.
Психолог М. И. Лисина и ее сотрудники показали, что возникающая уже у
младенца потребность во внимании и доброжелательности взрослого не исчезает с возрастом. Ребенку третьего года жизни необходимо знать и
чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и
защитить. Всегда выражайте эмоциональное сопереживание, сочувствие детям.
Одобряйте каждое их самостоятельное начинание, стремление сделать что-то без
посторонней помощи, по собственному
замыслу.
Ключ к самоуважению ребенка этого возраста —
продолжительные
контакты с любящими взрослыми. Дети начинают ценить себя, если их ценят
другие. Сделайте уважение к ребенку нормой жизни в группе. Если взрослые
действительно относятся к детям с уважением и выражают его четко и постоянно,
дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.
Несмотря на то что ребенок
внутренне рассчитывает на поддержку и помощь со стороны взрослых, он в то же
время отстаивает себя как субъекта, независимого от других. Внутренний мир детей этого возраста наполнен противоречивыми
чувствами зависимости и независимости, уверенности и сомнения,
самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви,
гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Малыши борются за независимость и
уважение к себе и все же нуждаются в направлении и поддержке.
Дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность
осуществить выбор, но в то же время они должны чувствовать, что их призывают к
дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства. Устанавливайте
простые и понятные каждому воспитаннику нормы жизни группы, которые обеспечивают
безопасность и защиту каждого.
Речью ребенок
овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При
этом малыш воспринимает речь взрослого только в том случае, если она обращена
лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него. Больше разговаривайте с
каждым ребенком «глаза в глаза». Фронтальные формы работы со всей группой,
построенные на речи, в этом возрасте малоэффективны.
Побуждайте
детей пользоваться языком, дожидайтесь ответа даже от тех детей, чья речь пока
ограниченна. Помните, что голос взрослого
не должен доминировать.
В то же время речь
ребенка только формируется, и он еще не понимает многое из того, что вы
говорите. Используйте более простые речевые конструкции и короткие
предложения. Ясно формулируйте, чего вы хотите от своего воспитанника. Не
пускайтесь в разъяснения, давайте ясные
инструкции по поводу желательного поведения.
В мир культуры —
песен, сказок, рассказов, картин — ребенка также вводят взрослые. Как можно
больше читайте и рассказывайте детям, не жалейте на это времени. Дети любят
повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят
петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это дает им возможность хорошо овладеть материалом и
почувствовать себя уверенно.
Многократно повторяйте спектакли, сказки, истории. Не спешите вводить новую игру, песенку, танец, если
дети еще не до конца освоили
предыдущий материал.
Мышление ребенка данного
возраста носит наглядно-действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций. Детям нужно обеспечить
разнообразную предметную среду,
которая позволяет активно исследовать внутреннее устройство различных предметов.
Дети
этого возраста многократно повторяют так называемые пря-
мые и обратные
действия. Они могут по нескольку раз вкладывать и вынимать что-то из коробочки
или кошелечка, открывать и закрывать замочек сумочки или сундучка, выдвигать и
задвигать ящики, застегивать и расстегивать различные замки, включать и
выключать свет. Необходимо внести в среду предметы, которые позволяют
совершать такие действия.
Детям интересны все
игрушки и предметы, которые двигаются. Поэтому в арсенале группы необходимы
движущиеся игрушки-каталки на палочке, с веревочкой, заводные, с пультом управления,
на батарейках, а также механические игрушки типа богородских медвежат-кузнецов или клюющих курочек.
Озвученные
игрушки дают представление о разных способах получения звуковых эффектов: ребенок
пробует нажимать на клавиши, дергать струны, дуть в свисток, ударять по
барабану ладошкой или специальной палочкой.
Желательно, чтобы
через игрушки ребенок смог познакомиться с самыми разнообразными материалами:
тканями разной фактуры (шелк, плюш, вельвет, шерсть, лен), деревом, глиной,
металлом, пластиком, резиной.
Предоставляйте детям
разнообразные материалы для изобразительной деятельности (краски, мелки,
фломастеры, пластилин, бумагу различной фактуры, кисти, штампы и т. п.).
К трем годам ребенок
осваивает операцию сериации — упорядочения
по размеру. Предоставляйте детям достаточно пирамидок на конусной основе, матрешек, формочек-вкладышей.
Формирование
представлений о цвете, форме, размере предметов
требует использования специальных дидактических игрушек, которые помогут дать детям так называемые эталонные
представления.
На основе восприятия
ребенок к трем годам учится осуществлять простейшие классификации, например,
по цвету, по размеру.
Двухлетние дети
испытывают большой интерес к окружающим их предметам. Первое направление
освоения мира предметов связано у них с формированием начальной орудийной деятельности.
Малыш учится правильно пользоваться ложкой и вилкой, а к трем годам ему
можно дать и ножик, предлагая для начала разрезать отварную картофелину,
сырник, котлетку. Он самостоятельно пьет из чашечки.
В
ходе формирования навыков самообслуживания ребенок осваивает расческу и
зубную щетку, учится правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем.
В играх с песком
малыш учится копать лопаткой, использовать по назначению грабельки, насыпать песок
совочком в ведерко или формочку.
Дети с удовольствием
повторяют за взрослыми действия с различными
орудиями и инструментами: пробуют стучать молоточком, закручивать шурупы отверткой, пользоваться
гаечным ключом.
Аналогично маленький
помощник в этом возрасте тянется к ве-
нику или метле,
хочет, как взрослый, мыть посуду, участвовать в изготовлении печенья с помощью
формочек или лепке сырников. Во всех случаях объектом, за который «цепляется»
внимание ребенка, становится какое-то орудие труда.
Важно
помнить, что собственно цели деятельности взрослых ребенок понимает еще не
вполне отчетливо. Он стремится прежде всего имитировать само действие с
предметами. В некоторых случаях в целях
безопасности можно предложить ему игрушечный аналог взрослого орудия
(молотка, отвертки), в то время как веник следует дать настоящий — это доставит
малышу несказанное удовольствие.
Для
развития орудийной деятельности в детском саду необходимо иметь разнообразные
игрушки, имитирующие взрослые орудия труда. На глазах детей следует как можно чаще выполнять разнообразные, но несложные и понятные детям трудовые
действия, предлагая в них
поучаствовать и снабжая малышей необходимым инвентарем. Начальная
орудийная деятельность обеспечивает развитие
ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации,
столь необходимых в этом возрасте. Каждое орудие требует выполнения
определенных движений и в этом смысле
создает поле требований к ребенку. Учась действовать в нем, малыш
подготавливается к произвольному контролированию своих движений и действий,
которое пока ему не доступно. Овладевая
навыками самообслуживания, застегивая пуговицы, развязывая шнурки,
ребенок учится выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести
к совершенно определенному результату.
Кроме того, дети чувствуют все большую уверенность в своих силах,
поскольку получают опыт воздействия на
окружающий мир посредством различных орудий.
Собственные
манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей
возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним.
Появляется способность представить себе
отсутствующие в данный момент, но знакомые по прошлому опыту вещи и
события. Благодаря таким мысленным представлениям
появляется способность переносить действия
с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и
приводит к появлению функции замещения одного предмета
другим.
Второе
направление действий ребенка с окружающими предметами
— изучение их внутреннего устройства. Малыш
внимательно
обследует с помощью всех своих органов чувств, включая вкус и обоняние, внешнюю оболочку каждого предмета. Теперь наступает
время интереса к тому, что у этого предмета внутри. Наиболее привлекательными
становятся предметы, которые имеют отверстия и полости, куда можно что-либо
положить, а затем вынуть. Надолго может
завладеть вниманием малыша вещь, которую он сможет разобрать на части.
Большой интерес представляют детали, из которых ребенок сможет что-то
сконструировать самостоятельно.
Итак, он использует
три типа действий: разобрать на части, сконструировать нечто, заполнить и
опустошить полость в предмете.
Предоставляйте детям
разнообразные емкости, которые можно заполнять и опустошать: банки, коробки,
сумочки и кошельки, пустые флаконы.
Делайте вместе с детьми звучащие игрушки — «шу-мелки» и «гремелки» (из пустых коробочек, емкостей от
«киндер-сюрпризов» и т. д.), наполняя их различными предметами, семенами,
песком и т. п.
Ребенок 2 — 3 лет
может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую
бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. В этом возрасте
такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и
неживым ребенок усваивает из наблюдений за отношением к разным объектам
взрослого.
Реагируйте на такое
поведение ребенка адекватно, не порицая его, а объясняя, что бабочка живая и ее
нельзя «разбирать на части» — она не сможет жить, погибнет, и ей больно.
Показывайте образцы различного поведения по отношению к живым и к неживым объектам систематически.
Ребенок 2—3 лет
проявляет свои эмоции немедленно,
ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти
проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить реветь», как от
него иногда требуют взрослые. Если чувства малыша слишком сильны и буквально
захватили ребенка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться,
восстановить эмоциональное равновесие. Малыша 2—3 лет легко отвлечь и переключить
с одного состояния на другое.
Причины негативных
эмоций в этом возрасте часто связаны с физическим состоянием. Ребенок упал и
ушибся — он плачет. Малыш не выспался, проголодался, ему давит тесная обувь
или кусает раздражающий нежную кожу шерстяной свитер — он хнычет, ноет и т. п.
Все чаще педагоги отмечают, что многие дети реагируют плохим или неустойчивым настроением на смену погоды, перепады
давления, вспышки солнечной активности, магнитные бури, полно- и
новолуние и другие природные факторы.
После начала кризиса
трех лет вспышки негативных эмоций у детей сопровождают также попытки взрослых
навязать ребенку свою волю.
В
этом возрасте многие дети проявляют возрастающие страхи — темноты,
вымышленных чудовищ, больших и лохматых собак и т. п. Ребенок
может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения.
Положительные эмоции
у ребенка часто связаны с требованиями его организма: вкусная любимая еда,
приятные запахи (например, цветов или
духов), приятный физический контакт со взрослым, активное движение,
пение, легкая и веселая музыка, осязание приятных на ощупь тканей или
материалов, из которых сделаны или которыми
наполнены внутри мягкие игрушки, для некоторых детей — купание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий