понедельник, 21 ноября 2016 г.

Психологические особенности детей 2-3 лет



В развитии ребенка третьего года жизни главной фигурой яв­ляется взрослый, ибо дети во многом еще зависят от него.
Маленькие дети не могут познавать мир, если взрослые не объ­ясняют им постоянно смысл того, что они видят и слышат. Например, пожарная машина останется шумной, пугающей, непо­нятной вещью, пока взрослый не объяснит, что это машина, кото­рая с пожарными спешит тушить пожар. Называйте предметы, опи­сывайте и объясняйте ребенку происходящие события.
Без помощи взрослого ребенок еще не может справиться и со многими бытовыми проблемами. Например, он может самостоятель­но раздеться, но одевание удается не каждому и не всегда. Само­стоятельно есть ложкой многие уже могут, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют. Столь же трудны и некоторые момен­ты туалета. Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создаете у него чувство уверенности и защищенности — основу психологического комфорта.

В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно коленку ушиб, то мяч закатился — не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу. Во всех случаях ребенок ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у взрослого.

Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одоб­рении своих маленьких начинаний и свершений. Ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого. Психолог М. И. Ли­сина и ее сотрудники показали, что возникающая уже у младенца потребность во внимании и доброжелательности взрослого не ис­чезает с возрастом. Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддер­жать и защитить. Всегда выражайте эмоциональное сопережива­ние, сочувствие детям. Одобряйте каждое их самостоятельное на­чинание, стремление сделать что-то без посторонней помощи, по собственному замыслу.
Ключ к самоуважению ребенка этого возраста — продолжи­тельные контакты с любящими взрослыми. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Сделайте уважение к ребенку нормой жизни в группе. Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его четко и постоянно, дети быстро усва­ивают границы желательного и нежелательного поведения.
Несмотря на то что ребенок внутренне рассчитывает на под­держку и помощь со стороны взрослых, он в то же время отстаи­вает себя как субъекта, независимого от других. Внутренний мир детей этого возраста наполнен противоречивыми чувствами зависи­мости и независимости, уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной люб­ви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Малыши борют­ся за независимость и уважение к себе и все же нуждаются в на­правлении и поддержке.
Дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность осуществить выбор, но в то же время они должны чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства. Устанавливайте простые и понятные каждому воспитаннику нормы жизни группы, которые обеспечива­ют безопасность и защиту каждого.
Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрос­лых и в ходе общения с ними. При этом малыш воспринимает речь взрослого только в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него. Больше разговаривайте с каждым ребенком «глаза в глаза». Фронтальные формы работы со всей группой, построенные на речи, в этом возрасте малоэф­фективны.
Побуждайте детей пользоваться языком, дожидайтесь ответа да­же от тех детей, чья речь пока ограниченна. Помните, что голос взрослого не должен доминировать.
В то же время речь ребенка только формируется, и он еще не понимает многое из того, что вы говорите. Используйте более про­стые речевые конструкции и короткие предложения. Ясно форму­лируйте, чего вы хотите от своего воспитанника. Не пускайтесь в разъяснения, давайте ясные инструкции по поводу желательного по­ведения.
В мир культуры — песен, сказок, рассказов, картин — ребенка также вводят взрослые. Как можно больше читайте и рассказывай­те детям, не жалейте на это времени. Дети любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это дает им возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уве­ренно. Многократно повторяйте спектакли, сказки, истории. Не спе­шите вводить новую игру, песенку, танец, если дети еще не до кон­ца освоили предыдущий материал.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действен­ный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций. Детям нужно обеспечить разнообразную предметную среду, которая позволяет активно исследовать внутрен­нее устройство различных предметов.
Дети этого возраста многократно повторяют так называемые пря-
мые и обратные действия. Они могут по нескольку раз вкладывать и вынимать что-то из коробочки или кошелечка, открывать и за­крывать замочек сумочки или сундучка, выдвигать и задвигать ящи­ки, застегивать и расстегивать различные замки, включать и вы­ключать свет. Необходимо внести в среду предметы, которые поз­воляют совершать такие действия.
Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Поэтому в арсенале группы необходимы движущиеся игрушки-ка­талки на палочке, с веревочкой, заводные, с пультом управления, на батарейках, а также механические игрушки типа богородских медвежат-кузнецов или клюющих курочек.
Озвученные игрушки дают представление о разных способах по­лучения звуковых эффектов: ребенок пробует нажимать на клави­ши, дергать струны, дуть в свисток, ударять по барабану ладошкой или специальной палочкой.
Желательно, чтобы через игрушки ребенок смог познакомиться с самыми разнообразными материалами: тканями разной фактуры (шелк, плюш, вельвет, шерсть, лен), деревом, глиной, металлом, пластиком, резиной.
Предоставляйте детям разнообразные материалы для изобрази­тельной деятельности (краски, мелки, фломастеры, пластилин, бу­магу различной фактуры, кисти, штампы и т. п.).
К трем годам ребенок осваивает операцию сериации — упоря­дочения по размеру. Предоставляйте детям достаточно пирамидок на конусной основе, матрешек, формочек-вкладышей.
Формирование представлений о цвете, форме, размере предме­тов требует использования специальных дидактических игрушек, которые помогут дать детям так называемые эталонные пред­ставления.
На основе восприятия ребенок к трем годам учится осуществ­лять простейшие классификации, например, по цвету, по размеру.
Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим их предметам. Первое направление освоения мира предметов свя­зано у них с формированием начальной орудийной деятельно­сти. Малыш учится правильно пользоваться ложкой и вилкой, а к трем годам ему можно дать и ножик, предлагая для начала разре­зать отварную картофелину, сырник, котлетку. Он самостоятельно пьет из чашечки.
В ходе формирования навыков самообслуживания ребенок осва­ивает расческу и зубную щетку, учится правильно намыливать ру­ки и вытирать их полотенцем.
В играх с песком малыш учится копать лопаткой, использовать по назначению грабельки, насыпать песок совочком в ведерко или формочку.
Дети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с раз­личными орудиями и инструментами: пробуют стучать молоточком, закручивать шурупы отверткой, пользоваться гаечным ключом.
Аналогично маленький помощник в этом возрасте тянется к ве-
нику или метле, хочет, как взрослый, мыть посуду, участвовать в изготовлении печенья с помощью формочек или лепке сырников. Во всех случаях объектом, за который «цепляется» внимание ре­бенка, становится какое-то орудие труда.
Важно помнить, что собственно цели деятельности взрослых ре­бенок понимает еще не вполне отчетливо. Он стремится прежде всего имитировать само действие с предметами. В некоторых слу­чаях в целях безопасности можно предложить ему игрушечный ана­лог взрослого орудия (молотка, отвертки), в то время как веник следует дать настоящий — это доставит малышу несказанное удо­вольствие.
Для развития орудийной деятельности в детском саду необходи­мо иметь разнообразные игрушки, имитирующие взрослые орудия труда. На глазах детей следует как можно чаще выполнять разно­образные, но несложные и понятные детям трудовые действия, пред­лагая в них поучаствовать и снабжая малышей необходимым инвентарем. Начальная орудийная деятельность обеспечивает раз­витие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершен­ствованию зрительно-двигательной координации, столь необходимых в этом возрасте. Каждое орудие требует выполнения определенных движений и в этом смысле создает поле требований к ребенку. Учась действовать в нем, малыш подготавливается к произвольному кон­тролированию своих движений и действий, которое пока ему не доступно. Овладевая навыками самообслуживания, застегивая пуго­вицы, развязывая шнурки, ребенок учится выполнять точные, кон­тролируемые движения, которые должны привести к совершенно определенному результату. Кроме того, дети чувствуют все большую уверенность в своих силах, поскольку получают опыт воздействия на окружающий мир посредством различных орудий.
Собственные манипуляции с предметами и подражание действи­ям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним. Появля­ется способность представить себе отсутствующие в данный момент, но знакомые по прошлому опыту вещи и события. Благодаря та­ким мысленным представлениям появляется способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие ма­лыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим.
Второе направление действий ребенка с окружающими предме­тами — изучение их внутреннего устройства. Малыш внима­тельно обследует с помощью всех своих органов чувств, включая вкус и обоняние, внешнюю оболочку каждого предмета. Теперь на­ступает время интереса к тому, что у этого предмета внутри. Наи­более привлекательными становятся предметы, которые имеют от­верстия и полости, куда можно что-либо положить, а затем вынуть. Надолго может завладеть вниманием малыша вещь, которую он смо­жет разобрать на части. Большой интерес представляют детали, из которых ребенок сможет что-то сконструировать самостоятельно.
Итак, он использует три типа действий: разобрать на части, скон­струировать нечто, заполнить и опустошить полость в предмете.
Предоставляйте детям разнообразные емкости, которые можно заполнять и опустошать: банки, коробки, сумочки и кошельки, пу­стые флаконы. Делайте вместе с детьми звучащие игрушки — «шу-мелки» и «гремелки» (из пустых коробочек, емкостей от «киндер-сюрпризов» и т. д.), наполняя их различными предметами, семена­ми, песком и т. п.
Ребенок 2 — 3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. В этом возрасте такое по­ведение не является проявлением жестокости. Разницу между жи­вым и неживым ребенок усваивает из наблюдений за отношением к разным объектам взрослого.
Реагируйте на такое поведение ребенка адекватно, не порицая его, а объясняя, что бабочка живая и ее нельзя «разбирать на ча­сти» — она не сможет жить, погибнет, и ей больно. Показывайте образцы различного поведения по отношению к живым и к нежи­вым объектам систематически.
Ребенок 2—3 лет проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить ре­веть», как от него иногда требуют взрослые. Если чувства малы­ша слишком сильны и буквально захватили ребенка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить эмо­циональное равновесие. Малыша 2—3 лет легко отвлечь и пере­ключить с одного состояния на другое.
Причины негативных эмоций в этом возрасте часто связаны с физическим состоянием. Ребенок упал и ушибся — он плачет. Ма­лыш не выспался, проголодался, ему давит тесная обувь или куса­ет раздражающий нежную кожу шерстяной свитер — он хнычет, ноет и т. п. Все чаще педагоги отмечают, что многие дети реаги­руют плохим или неустойчивым настроением на смену погоды, пе­репады давления, вспышки солнечной активности, магнитные бури, полно- и новолуние и другие природные факторы.
После начала кризиса трех лет вспышки негативных эмоций у детей сопровождают также попытки взрослых навязать ребенку свою волю.
В этом возрасте многие дети проявляют возрастающие страхи — тем­ноты, вымышленных чудовищ, больших и лохматых собак и т. п. Ребе­нок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения.
Положительные эмоции у ребенка часто связаны с требования­ми его организма: вкусная любимая еда, приятные запахи (напри­мер, цветов или духов), приятный физический контакт со взрослым, активное движение, пение, легкая и веселая музыка, осязание при­ятных на ощупь тканей или материалов, из которых сделаны или которыми наполнены внутри мягкие игрушки, для некоторых де­тей — купание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий