Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом
развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в
своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на
лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого
раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для
ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его
попытка самостоятельно отдаться многое делать самому и как-то решать свои
проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку сложно
будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и
гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы
развития – это относительно короткое (от нескольких месяцев до года-двух)
периода в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на
новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7
лет, 13 лет), ведь личность человека развивается непрерывно. При этом всегда
происходит смена периодов: относительно дли тельных и спокойных – стабильных и
более коротких, бурных – критических (т. е. кризисы – это переходы между
стабильными периодами).
Взрослые
способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного
развития. С появлением каких-то новых качеств, взрослые могут сознательно
утвердиться в них или примириться с новым личностным качеством.
Для детей же
собственные ближайшие прошлое и будущее непонятны, остаются абстракцией.
Современные семьи малочисленны, дети находятся в одновозрастных
детских коллективах.
Находясь преимущественно среди взрослых и сверстников, ребенок не чувствует и
не может
оценить свое поведение,
регулировать свои поступки и выражение эмоций.
Родители
не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный
показатель. Напротив, яркое появление ребенка в самоутверждении в новом
возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные
новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных
способностей.
И,
наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть
обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло
соответствующих возрастных изменений.
Таким
образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания,
возникающие в этот момент у родителей и педагогов.
Можно
ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из
него, не вынося негативные качества?
Ведь
упрямство – это крайняя степень проявления
воли;
Капризность –
демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»;
Эгоизм – в
здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство;
Агрессивность –
крайняя форма чувства самозащиты;
Замкнутость –
неадекватная форма проявления здоровой осторожности, - то есть необходимых для
выживания в обществе качеств.
Ребенок
должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача
родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий